Страница 1 из 5

Хевсуры и другие горцы Грузии

Добавлено: 03 ноя 2020, 18:27
я значит я
Хевсурети — историческая область на северо-востоке Грузии. Население Хевсурети — хевсуры — этнографическая группа грузин, традиционно жившая в высокогорных обществах, в которых не было классового различия. В Средние века и феодальный период хевсуры были освобождены от каких-либо налогов, однако были обязаны охранять северные границы Грузии.
Изображение

Территория Хевсурети вместе с соседней областью Пшави была известна средневековым писателям под общим названием Пхови. Тоесть раньше хевсуров вместе с пшавами называли пховцы. Вайнахи если не ошибаюсь до сих пор называют хевсуров "Пхиа".
Хевсуры отдельно впервые упоминаются в рукописях X века.
Стоит так же сказать , что Хевсурети – самая высокогорная и труднодоступная часть Грузии.

Хевсуретия делилась на три области.
Изображение

Крепость Шатили. Она перекрывала дорогу из Чечни в Грузию. Северокавказцам так и ни разу не удалось её захватить у Хевсуров. Хевсуры отражали все набеги чеченцев , а иногда чеченцев и дагестанцев вместе , а потом часто сразу же наносили ответный удар в соседнюю Чечню.
В 1813 году , после долгой и тщательной подготовки , в ущелье вступила российская армия. После сражение у Гудо и второго сражения - уже у самого Шатиля из за преимущества в пушках и артиллерии, поселок был взят генералом Симановичем и сожжен вместе с еще несколькими деревнями. Но даже после этого Хевсуретия так окончательно не покорилась.
Изображение
Изображение

В 1843 году произошло самое известное сражение за Шатиль: чеченская армия Ахверды-Магома (военачальник имама Шамиля) напала на село, но потеряла и командира и еще 100 чеченцев. Хевсуры потеряли 2-х человек. Есть вот такая вот картинка про эти события.
Изображение

Крепость Муцо. В своё время считалась неприступной. Но из за нахождения в высокогорном и суровом месте опустела.
Изображение


Исторически грузинские общины горцев пользовались определенной степенью автономии. Хевсуры никогда не принимали местных владык; они избирали своих вождей или хевисбери ( старейшина) и подчинялись только монарху.
Они были исключительными воинами с традиционными грузинскими качествами мужества, открытости и честности, братства, независимости и любви к свободе , хевсуры часто были в качестве королевских телохранителей. Цари считали их надежными хранителями Кавказских гор и северная граница королевства.

Уже в XIX веке этнографы обратили внимание на этот народ, и пришли к выводу, что хевсуры долгое время становились чем-то вроде русских и украинских казаков.

Хевсурети была территорией почти постоянных боевых действий , там постоянно происходили стычки между чеченцами и хевсурами. Исторические времена Хевсуры и чеченцы враждовали, друг с другом , угоняли скот и похищали женщин.
Как не вспомнить слова , из произведения Важа Пшавела "Алуда Кетелаури" , где хевсуры говорили "С дедовских времён десницы рубим мы кистинам ". Кистинами называли вайнахов.
Надо объяснить , что у грузинских горцев Хевсуров и Тушин была традиция отрубать правую кисть врагу , а потом вывешивать её у себя во дворе. Это поднимало тебя в глазах других людей , девушки на тебя по другому смотрели, старики хвалили , в общем становился более рейтинговым. Мне рассказывали , что бы добыть больше десниц некоторые хевсуры просто так совершали набеги на чеченцев или дагестанцев , правда это или нет не знаю.

Так же хевсуры в отличии от других кавказцев никогда не носили Чоху(Черкеску) , а носили свою грузинскую национальную одежду Талавари. Хотя как я заметил , многим моим знакомым она не нравится. Так же в отличии от соседей они носили кольчуги. Хевсуры были вооружены интересными маленькими щитами.
Изображение
Изображение
Изображение

Хевсуров с детства обучали владению оружием , специальным стилем фехтования , так же их обучали сражению одной рукой и даже сражению , когда связаны обе руки. Так же они учились как и многие другие грузины грузинской национальной борьбе Чидаоба.

Раньше хевсуров приписывали к крестоносцам. Точнее к их потомкам , оставшимся на Кавказе. Но эта теория утратила актуальности.

Сейчас некоторые чеченцы наглым образом пытаются их приписать к себе , типо хевсуры это якобы огрузиненые чеченцы , так как они воинственные , это по их логике. Хотя , я неплохо знаю историю Кавказа и понятия не имею с каких пор чеченцы считались самыми воинственными на Кавказе , что всех воинственных к себе приписывать ?
- У хевсуров нет ни одного предания , где бы они считали вайнахов себе родственниками.
- Те же дидойцы и цезы наших тушинов издревле называют мосох (то есть месхи грузинское племя), а хевсуры и тем более пшавы никогда не считали кистов(чеченцев и вообще нахов) себе роднёй, а вот мэлхинцев и майстинцев да(так как там значительная часть грузин). К тому же в грузинском языке хевсуров и пшавов не прослеживается значительного пласта нахских слов, могущих служить аргументом их постепенного перехода от одной идиомы (нахской) к другой (грузинской). Регион изолированный, позиции христианской церкви никогда не были сильны в Хевсуретии, никогда не было постоянных служителей церкви - поэтому нельзя говорить к примеру о роли церкви как инструмента усиления грузинского языка.
- У хевсуров языческие божества и вообще языческий пантеон не похож на нахский , а похож на грузинский из других регионов.
- Стиль вооружения хевсуров , стиль фехтования, стиль сражения с мечо и без оружия( чидаоба) совершенно не похожи на нахские , но один в один как у грузинов.
Эта теория , про якобы нахское происхождение хевсуров так же потерпела неудачу и ушла в утиль. Сейчас только чеченцы грезят о ней. Но пусть фантазируют.
Но факт остаётся фактом хевсуры никогда не были ни европейскими рыцарями крестоносцами , ни вайнахами , хевсуры всегда были Грузинами. :ded:

Антропологически хевсуры относятся к кавкасионскому типы. Так же по исследованиям Абдушелишвили хевсуры являются одной из самых депигментированных групп грузин и Кавказа. Например по тому же Абдушелишвили в светлости глаз из всех своих соседей Хевсуры уступают только Тушинам( пояснение не пришлым кистинцам или бацбийцам , которых сейчас называют ошибочно тушинами или Цова-Тушины , а речь про коренных грузин тушин , сейчас их называют Чага-Тушины).

Хевсуры
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Отправлено спустя 5 минут 40 секунд:
Как видят Хевсуров их соседи
Изображение

Отправлено спустя 23 минуты 36 секунд:
Туши́ны (груз. თუშები — [тушеби]) — этнографическая группа грузин. Живут в Ахметском районе, Грузии, г. Ахмета, в бассейне р. Тушетская Алазани.
Не путать с пришлыми кистами и бацбийцами , которых сегодня называют Цова-Тушины.
Сейчас речь о коренных и автохтонных в тушетии Грузинах Тушинах. Сейчас их называют Чагма-Тушины.

Тушинцы
Изображение
Изображение


Крепость Кесело в Тушетии. Построена в 1230-х гг., в период монгольского вторжения
Изображение

Тушины соседствовали с родственными и братскими им хевсурами и пшавами. Впрочем, как это, возможно, ни странно будет звучать, но тушины были гораздо менее кровожадны ? дикими и агрессивными, чем, например, соседние хевсуры: кровную месть у них можно было заменить передачей 60 коров.

"Тушины — легендарное племя. Им неизвестен страх; наверно потому, что они защищали свою собственную Грузинскую землю; они испокон веков являются храбрецами. Они разумны, деловиты, бесстрашны и предупредительны", так писал А. Зиссерман в своих кавказских записках.

"Горцы редко хвалят и воспевают храбрость, считая ее делом вполне обыкновенным, но про тушин в центре самого Дагестана, в Аварии и в других местах сложены и поются песни" так писал об этой небольшой народности Н. Дубровин (Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе).

"Чрезвычайно суровые условия жизни и соседство с весьма агрессивными и более многочисленными лезгинами воспитало из них воинов, которые выделялись даже среди воинственных кавказцев. Следует, однако, отметить, что формально тушины платили ежегодную дань дагестанцам (600 овец) и грузинам (400 баранов и 20 барашков), впрочем, фактически жили вполне независимо. Те же дагестанцы платили им деньги за пользование пастбищами, а грузинский царь был весьма заинтересован в том, чтобы тушины становились в ряды его войска в случае войны, поскольку "тушины были редко побеждаемы и почти всегда нападавший на них неприятель претерпевал сильный урон. Народ этот издревле, и даже во время русского правления, составлял лучший оплот для Грузии от вторжения в ее пределы хищных горцев" (Н. Дубровин)

Ф. Торнау: "Не без повода считали тушин самым храбрым народом в Кавказских горах"

Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера : "О пеших грузинах скажу позже, при случае; теперь упомяну только, что в полку их имелась также сотня одноплеменных с ними тушин, живущих на южном скате гор, у подошвы Барбало, высоко выдвинувшегося из ряда смежных вершин, в соседстве с лезгинами, их родовыми врагами. Не без повода считали тушин самым храбрым народом в Кавказских горах. В одежде они отличались от грузин только плоскою войлочною шапкой, которую они носили вместо персидской "папахи", и тем, что берегли винтовку в чехле из волчьей шкуры. Тушин, находившийся в беспрерывной войне с лезгинами, войне засад, грабежа и убийства, не любил драться издали и имел обыкновение после первого выстрела броситься на неприятеля с саблей или кинжалом в руке. Он имел привычку отрезать правую руку убитого противника и выставлять ее над воротами дома в знак победы и в угрозу своим живым врагам. В глазах европейца этот обычай может показаться несколько неделикатным, но на Кавказе, где нам не раз приходилось видеть не только руки, но и отрезанные головы, о нем судили менее взыскательно".

Н. Дубровин упоминает нападение более 3.000 лезгин и дидойцев на чаглинское общество тушин, которое смогло выставить только 60 бойцов. В сражении принимали участие даже мальчики пятнадцати лет. Нападавшие потерпели поражение, оставив в руках тушин около 100 тел, руки которых были принесены в селения тушин.

А. Зиссерман: "жители, особенно тушины, ближайшие к неприятельскому населению (лезгинам - ИО), были люди воинственные, хорошо вооруженные и нередко истребляли целые шайки, и сами хаживали на такой же промысел в отместку лезгинам" (Зиссерман А. Двадцать пять лет на Кавказе (1842 - 1867).

"Известно, что грузины славятся за Кавказом своей храбростью, но, не отнимая им принадлежащего, я считаю справедливым сказать, что здесь, в этом грузинском полку, находятся несколько тушин, а тушинам даже и грузины всегда уступают. Тушин я видел в бою еще в Грузии и никогда не мог надивиться отчаянной храбрости этих людей; географическое положение их земель делает каждого из них героем; стесненные неприязненными племенами, они ежедневно сражаются и, так сказать, привыкли к смерти; они с молоком матери всасывают храбрость. Сильные соседи их, лезгины боятся решимости тушин, и только превосходство в силах позволяет лезгинам бороться с ними."


Есть люди , которые считали их потомками европейских крестносцев
"Тушины — это воинственное, мужественное и неустрашимое племя, входящее в состав Грузии. Три племени, наименованные с давнего времени по местностям, где они поселены, именно — тушины, пшавы и хевсуры, составляют одну народность по обычаям, языку и православной вере. Народ замечателен по своей храбрости, отваге и заклятой вражде к соседям своим — лезгинам. Не особенно давно, многие из тушино-пшаво-хевсурцев были идолопоклонниками, что наглядно доказывается хорошо сохранившимися у них капищами. Надобно полагать, что племя это до идолопоклонства исповедывало христианскую веру, а затем, поселившись в горах и не имея общения с другими народами, утратило прежнюю веру и обратилось в идолопоклонников. На такую мысль невольно наталкиваешься потому, во-первых, что костюм тушин, украшенный обязательно матерчатыми, разбросанными по всему платью, включая туда и круглую войлочную шапку, крестами, напоминает крестоносцев, когда они, в религиозном фанатизме, выжигали и вырезали на теле даже кресты; во-вторых, у [801] тушин встречаются обычаи, отзывающиеся временами рыцарства, так, например: публичные, в роде турниров, поединки на саблях, оканчивающиеся нередко смертью, публичный суд, защита женщин, доходящая до рыцарства, за исключением случаев, когда тушины нападают на лезгинские аулы, клятвы на саблях никогда не нарушаемые, и наконец рыцарская честность. Если ко всему этому прибавить попадающиеся часто в домах тушин средневековые металлические сосуды, шашки с латинскими надписями на клинках, щиты, шлемы и кольчуги со всеми принадлежностями рыцарского костюма, то спрашивается: откуда зашли обычаи, сосуды, клинки и рыцарский костюм в горные трущобы, окруженные со всех сторон неприязненным магометанским племенем? Не составляют ли тушино-шпаво-хевсуры остаток полчищ-крестоносцев, поселившихся в кавказских горах на возвратном пути из Иерусалима?"

Омало
Изображение

Хевсуры и другие горцы Грузии

Добавлено: 03 ноя 2020, 19:35
агностик
я значит я писал(а):
03 ноя 2020, 18:56
Надо объяснить , что у грузинских горцев Хевсуров и Тушин была традиция отрубать правую кисть врагу , а потом вывешивать её у себя во дворе.
Это уже не казаки получаются, как выше было написано, а какие-то кавказские индейцы или папуасы Новой Гвинеи.

Хевсуры и другие горцы Грузии

Добавлено: 03 ноя 2020, 19:39
я значит я
агностик писал(а):
03 ноя 2020, 19:35
Это уже не казаки получаются, как выше было написано, а какие-то кавказские индейцы или папуасы Новой Гвинеи.
Ну наверно да. Тут вы правы. Жестокая традиция.

Хевсуры и другие горцы Грузии

Добавлено: 03 ноя 2020, 19:55
Solomon
Вымирают.
Из иллюстрированного журнала «Искры» от 18 августа 1913 года:

Хевсуры, маленькое умирающее кавказское племя (6,5 тысяч душ), живет в труднодоступных долинах верховий реки Арагвы.
Несмотря на свою малочисленность, они представляют сложную этнографическую смесь и произошли, вероятно, от беглецов различных национальностей,
искавших в этих высоких местах убежища и спасения во время междоусобиц.
По языку хевсуры близки к грузинам, хотя их наречия не понимают настоящие грузины живущие в центре.
Свойства их характера: гостеприимство, речистость, гордость и ничем не сдерживаемая вспыльчивость.
Это приводит к постоянным кровавым столкновениям, с десятками убитых и раненых.
Вследствие этого хевсуры всегда, даже на полевых работах вооружены с ног до головы.
В религиозных отношениях хевсур — официально христиан — сохранилось много языческих, магометанских и даже еврейских черт.
Они празднуют и магометанскую пятницу, и еврейскую субботу, и христианское воскресение.
Для совершения обрядов у них существует целая иерархия жрецов, капища, жертвенные сосуды, кровавые жертвы и т. п.
Хевсуретия стала одной из немногих областей Грузии, которую русским пришлось брать силой оружия.
Ее формально покорил с большим трудом в 1813 году генерал Федор Симонович.
В 1940-е годы хевсуров большевики заставили заселить горную Чечню, откуда были депортированы вайнахи.
Однако хевсуры оставили дома и имущество в целости и сохранности, сразу же передав его вернувшимся чеченцев.
Как напоминание о тех временах, на юге Чечни осталось небольшое хевсурское кладбище, за которым следят вайнахи.
Сами хевсуры в 1950-е годы были принудительно выселены на равнину. где многие забыли о своих уникальных корнях.

Хевсуры и другие горцы Грузии

Добавлено: 03 ноя 2020, 20:09
я значит я
Во время Российской империи на Кавказе царская администрация , для создания вокруг горцев Северного Кавказа враждебного окружения прибегала к неблаговидным методам. Среди них была и охота за головами горцев Северного Кавказа, объявленная и оплачиваемая царскими офицерами. Это породило возникновение среди тушин и хевсур определенного слоя «охотников», основным занятием которых стало убийство жителей имамата, причем не имело значения мюрид это или мирный житель. Нередко жертвами этих лиц становились дети и женщины. Наиболее известным из «охотников за головами» являлся тушин Шете Гулухаидзе. Характерны и интересны воспоминания о нем царского офицера В.М. Антонова: «Вся Грузия, от младенца до старика, знала и чтила его как замечательного героя, а для лезгин он служил страшилищем и пугалом. Хорошо известен он был и наместнику Кавказа, светлейшему князю Воронцову, и всегда им с почетом принимаем. У лезгин в каждой семье стращали детей во время их плача именем Шете.

Так, например, выдают за достоверное событие, что в дидойском ауле Хупро, в глухую ночь, в одной из сакель капризничал, заливаясь неугомонным плачем, 2-летний ребенок. Мать, будучи не в состоянии унять ребенка, стала его стращать именем Шоте, но так как и это средство не помогало, то она, отворив окно, высунула в него ребенка головою вперед, сопровождая свое действие словами: «На, на, возьми его, Шете», и младенец моментально затих. Успокоенная мать потянула ребенка в саклю, и, о ужас! — младенец оказался без головы. Эту немилосердную операцию совершил Шете, в ожидании выхода из сакли кого-нибудь из взрослых, но подвернулся случай отрубить голову младенцу, и он не поцеремонился отрубить ее. В погоню за Шете бросился отец и старший сын, нагнали его тихо шедшим к окраине аула и вдвоем набросились на убийцу, но кровавая стычка длилась недолго, она окончилась смертью обоих нападающих лезгин. Односельчане нашли убитых без кистей правых рук…


Нам приходилось гостить в его сакле, на стене которой, над дверями снаружи, красовались прибитыми 116 человеческих рук, лично им приобретенных в различных боях, набегах и засадах…
Вот этот-то именно Шете со своей сотней тушин первым ворвался в аул Тларата, и, понятно, все жители поголовно были перебиты. Пощады не было ни женщинам, ни детям, но зато сам он понес невознаградимую потерю: его сын, 20-летний юноша, георгиевский кавалер и знаменосец в сотне, убит был наповал 24-летним лезгином, защищавшим свою семью из 5 человек. Тушины оставили в живых этого лезгина для того, чтобы отдать его в распоряжение Шете».


В воспоминаниях офицера П. Николаева описан другой случай зверства со стороны такого рода наемников, которые должны были служить «горючим материалом», подрывая добрососедские отношения аварцев и тушин и превращая их во взаимную вражду и ненависть. Итак, «однажды было приказано взять какой-то небольшой аул. Тушины, не ожидая команды, понеслись на него с горы; впереди мчался на серой лошади священник в рясе, меховой шапке и с винтовкой за плечами; когда мы подошли с пехотою, то делать ничего не оставалось, аул был взят, жители спасались бегством, а тушины, рассыпавшись, шарили по саклям. Посреди пылала мечеть, из которой слышалось протяжное мусульманское пение. Двери мечети были завалены огромным камнем, а перед ним стоял тушинский священник, опершись на винтовку.


— Что он тут делает? — спросил я пехотного офицера.
— А видите ли, в мечети остался мулла и все призывал правоверных к оружию, но, видя, что они бегут, подошел к дверям, выстрелил из двух пистолетов и, опустившись на колени, начал петь свои молитвы. Тушинский поп, заглянув в мечеть и вскрикнув: «А это ты, подлец, погоди же!» — завалил камнем дверь и приказал своим зажечь со всех сторон здание; вот уже скоро оно и обрушится» .

Отправлено спустя 2 минуты 40 секунд:
я значит я писал(а):
03 ноя 2020, 20:09
Вымирают.
Сейчас нет
Их около 20-30 тысяч по всей Грузии
Надеюсь не вымрут
Дай Бог ещё размножатся
А высокогорные грузинские селения до сих пор плохо заселены. Правительство ничего не делает , что бы туда население вернуть.

Хевсуры и другие горцы Грузии

Добавлено: 03 ноя 2020, 20:22
Solomon
Заселять то не надо, наверное. Это придется превносить электричество, газ, дороги, администрацию и другие "блага цивилизации".
Иначе никто не попрется жить в глуши. Поздно резать руки и снимать скальпы))
Лучше сделать архитектурным заповедником, беречь и по возможно восстановить.

Хевсуры и другие горцы Грузии

Добавлено: 03 ноя 2020, 21:00
Solomon
Хевсуры и другие горцы Грузии - хевсуры.jpg
Хевсуры и другие горцы Грузии - хевсуры.jpg (185.84 КБ) 1383 просмотра
Хевсуры и другие горцы Грузии - хевсуры.jpg
Хевсуры и другие горцы Грузии - хевсуры.jpg (185.84 КБ) 1383 просмотра
Хевсуры и другие горцы Грузии - хевс.jpg
Хевсуры и другие горцы Грузии - хевс.jpg (3.52 КБ) 1383 просмотра
Хевсуры и другие горцы Грузии - хевс.jpg
Хевсуры и другие горцы Грузии - хевс.jpg (3.52 КБ) 1383 просмотра

Хевсуры и другие горцы Грузии

Добавлено: 03 ноя 2020, 21:32
я значит я
Забавный анекдот про хевсура. Думаю неплохо отражает характер и менталитет архаично сохранивнихся грузин.

«Понедельник — я печален;

Вторник — я печален;

Среда — пришел Асланбек, убил моего брата;

Четверг — пошел я, убил отца Асланбека;

Пятница — пришел Асланбек, убил моего отца;

Суббота — пошел я, убил его сына;

Воскресенье — я печален».

Хевсуры и другие горцы Грузии

Добавлено: 03 ноя 2020, 22:10
я значит я
Танец "фарикаоба", он же "хевсурили" происходит из высокогорной части Восточной Грузии, Хевсурети.
Это крайняя северная консервативня часть Грузии, которая находилась вдали от цивилизации и лучше других областей сохранила грузинский дух и культуру. Хевсуры сохранили и древний грузинский костюм "Талавари", отказавшись от ношения "чохи" (черкесски).

Это танец горцев, который, пожалуй, наилучшим образом передает дух Грузии. Танец начинается с флирта пары. Hеожиданно появляется еще один мужчина. Вспыхивает конфликт, который стремительно развивается и разрастается в состязание между джигитами и их сторонниками. Молодые люди, вооруженные мечами и щитами нападают друг на друга. Иногда мужчине приходится отбиваться сразу от трех противников. И на сцене возникает женщина или женщины и при помощи вуали прекращает драку. Финал танца остается «открытым» — зритель так и не узнает, кто вышел победителем из состязания за женское сердце.

Хевсуры со своими Талаварами и фехтованием сохранили Картвельскую цивилизацию и дух в чистом нетронутом виде.

[media] [/media]

Хевсуры и другие горцы Грузии

Добавлено: 03 ноя 2020, 22:23
агностик
Как то не совпадает одно с другим:
я значит я писал(а):
03 ноя 2020, 22:10
Хевсурети - крайняя северная консервативная часть Грузии, которая находилась вдали от цивилизации
и
я значит я писал(а):
03 ноя 2020, 22:10
Хевсуры со своими Талаварами и фехтованием сохранили Картвельскую цивилизацию
И еще, с одной стороны архаичность, но при этом используется такой поздний инструмент как гармонь.