Хевсуры и другие горцы Грузии
Добавлено: 03 ноя 2020, 18:27
Хевсурети — историческая область на северо-востоке Грузии. Население Хевсурети — хевсуры — этнографическая группа грузин, традиционно жившая в высокогорных обществах, в которых не было классового различия. В Средние века и феодальный период хевсуры были освобождены от каких-либо налогов, однако были обязаны охранять северные границы Грузии.
Территория Хевсурети вместе с соседней областью Пшави была известна средневековым писателям под общим названием Пхови. Тоесть раньше хевсуров вместе с пшавами называли пховцы. Вайнахи если не ошибаюсь до сих пор называют хевсуров "Пхиа".
Хевсуры отдельно впервые упоминаются в рукописях X века.
Стоит так же сказать , что Хевсурети – самая высокогорная и труднодоступная часть Грузии.
Хевсуретия делилась на три области.
Крепость Шатили. Она перекрывала дорогу из Чечни в Грузию. Северокавказцам так и ни разу не удалось её захватить у Хевсуров. Хевсуры отражали все набеги чеченцев , а иногда чеченцев и дагестанцев вместе , а потом часто сразу же наносили ответный удар в соседнюю Чечню.
В 1813 году , после долгой и тщательной подготовки , в ущелье вступила российская армия. После сражение у Гудо и второго сражения - уже у самого Шатиля из за преимущества в пушках и артиллерии, поселок был взят генералом Симановичем и сожжен вместе с еще несколькими деревнями. Но даже после этого Хевсуретия так окончательно не покорилась.
В 1843 году произошло самое известное сражение за Шатиль: чеченская армия Ахверды-Магома (военачальник имама Шамиля) напала на село, но потеряла и командира и еще 100 чеченцев. Хевсуры потеряли 2-х человек. Есть вот такая вот картинка про эти события.
Крепость Муцо. В своё время считалась неприступной. Но из за нахождения в высокогорном и суровом месте опустела.
Исторически грузинские общины горцев пользовались определенной степенью автономии. Хевсуры никогда не принимали местных владык; они избирали своих вождей или хевисбери ( старейшина) и подчинялись только монарху.
Они были исключительными воинами с традиционными грузинскими качествами мужества, открытости и честности, братства, независимости и любви к свободе , хевсуры часто были в качестве королевских телохранителей. Цари считали их надежными хранителями Кавказских гор и северная граница королевства.
Уже в XIX веке этнографы обратили внимание на этот народ, и пришли к выводу, что хевсуры долгое время становились чем-то вроде русских и украинских казаков.
Хевсурети была территорией почти постоянных боевых действий , там постоянно происходили стычки между чеченцами и хевсурами. Исторические времена Хевсуры и чеченцы враждовали, друг с другом , угоняли скот и похищали женщин.
Как не вспомнить слова , из произведения Важа Пшавела "Алуда Кетелаури" , где хевсуры говорили "С дедовских времён десницы рубим мы кистинам ". Кистинами называли вайнахов.
Надо объяснить , что у грузинских горцев Хевсуров и Тушин была традиция отрубать правую кисть врагу , а потом вывешивать её у себя во дворе. Это поднимало тебя в глазах других людей , девушки на тебя по другому смотрели, старики хвалили , в общем становился более рейтинговым. Мне рассказывали , что бы добыть больше десниц некоторые хевсуры просто так совершали набеги на чеченцев или дагестанцев , правда это или нет не знаю.
Так же хевсуры в отличии от других кавказцев никогда не носили Чоху(Черкеску) , а носили свою грузинскую национальную одежду Талавари. Хотя как я заметил , многим моим знакомым она не нравится. Так же в отличии от соседей они носили кольчуги. Хевсуры были вооружены интересными маленькими щитами.
Хевсуров с детства обучали владению оружием , специальным стилем фехтования , так же их обучали сражению одной рукой и даже сражению , когда связаны обе руки. Так же они учились как и многие другие грузины грузинской национальной борьбе Чидаоба.
Раньше хевсуров приписывали к крестоносцам. Точнее к их потомкам , оставшимся на Кавказе. Но эта теория утратила актуальности.
Сейчас некоторые чеченцы наглым образом пытаются их приписать к себе , типо хевсуры это якобы огрузиненые чеченцы , так как они воинственные , это по их логике. Хотя , я неплохо знаю историю Кавказа и понятия не имею с каких пор чеченцы считались самыми воинственными на Кавказе , что всех воинственных к себе приписывать ?
- У хевсуров нет ни одного предания , где бы они считали вайнахов себе родственниками.
- Те же дидойцы и цезы наших тушинов издревле называют мосох (то есть месхи грузинское племя), а хевсуры и тем более пшавы никогда не считали кистов(чеченцев и вообще нахов) себе роднёй, а вот мэлхинцев и майстинцев да(так как там значительная часть грузин). К тому же в грузинском языке хевсуров и пшавов не прослеживается значительного пласта нахских слов, могущих служить аргументом их постепенного перехода от одной идиомы (нахской) к другой (грузинской). Регион изолированный, позиции христианской церкви никогда не были сильны в Хевсуретии, никогда не было постоянных служителей церкви - поэтому нельзя говорить к примеру о роли церкви как инструмента усиления грузинского языка.
- У хевсуров языческие божества и вообще языческий пантеон не похож на нахский , а похож на грузинский из других регионов.
- Стиль вооружения хевсуров , стиль фехтования, стиль сражения с мечо и без оружия( чидаоба) совершенно не похожи на нахские , но один в один как у грузинов.
Эта теория , про якобы нахское происхождение хевсуров так же потерпела неудачу и ушла в утиль. Сейчас только чеченцы грезят о ней. Но пусть фантазируют.
Но факт остаётся фактом хевсуры никогда не были ни европейскими рыцарями крестоносцами , ни вайнахами , хевсуры всегда были Грузинами.
Антропологически хевсуры относятся к кавкасионскому типы. Так же по исследованиям Абдушелишвили хевсуры являются одной из самых депигментированных групп грузин и Кавказа. Например по тому же Абдушелишвили в светлости глаз из всех своих соседей Хевсуры уступают только Тушинам( пояснение не пришлым кистинцам или бацбийцам , которых сейчас называют ошибочно тушинами или Цова-Тушины , а речь про коренных грузин тушин , сейчас их называют Чага-Тушины).
Хевсуры
Отправлено спустя 5 минут 40 секунд:
Как видят Хевсуров их соседи
Отправлено спустя 23 минуты 36 секунд:
Туши́ны (груз. თუშები — [тушеби]) — этнографическая группа грузин. Живут в Ахметском районе, Грузии, г. Ахмета, в бассейне р. Тушетская Алазани.
Не путать с пришлыми кистами и бацбийцами , которых сегодня называют Цова-Тушины.
Сейчас речь о коренных и автохтонных в тушетии Грузинах Тушинах. Сейчас их называют Чагма-Тушины.
Тушинцы
Крепость Кесело в Тушетии. Построена в 1230-х гг., в период монгольского вторжения
Тушины соседствовали с родственными и братскими им хевсурами и пшавами. Впрочем, как это, возможно, ни странно будет звучать, но тушины были гораздо менее кровожадны ? дикими и агрессивными, чем, например, соседние хевсуры: кровную месть у них можно было заменить передачей 60 коров.
"Тушины — легендарное племя. Им неизвестен страх; наверно потому, что они защищали свою собственную Грузинскую землю; они испокон веков являются храбрецами. Они разумны, деловиты, бесстрашны и предупредительны", так писал А. Зиссерман в своих кавказских записках.
"Горцы редко хвалят и воспевают храбрость, считая ее делом вполне обыкновенным, но про тушин в центре самого Дагестана, в Аварии и в других местах сложены и поются песни" так писал об этой небольшой народности Н. Дубровин (Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе).
"Чрезвычайно суровые условия жизни и соседство с весьма агрессивными и более многочисленными лезгинами воспитало из них воинов, которые выделялись даже среди воинственных кавказцев. Следует, однако, отметить, что формально тушины платили ежегодную дань дагестанцам (600 овец) и грузинам (400 баранов и 20 барашков), впрочем, фактически жили вполне независимо. Те же дагестанцы платили им деньги за пользование пастбищами, а грузинский царь был весьма заинтересован в том, чтобы тушины становились в ряды его войска в случае войны, поскольку "тушины были редко побеждаемы и почти всегда нападавший на них неприятель претерпевал сильный урон. Народ этот издревле, и даже во время русского правления, составлял лучший оплот для Грузии от вторжения в ее пределы хищных горцев" (Н. Дубровин)
Ф. Торнау: "Не без повода считали тушин самым храбрым народом в Кавказских горах"
Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера : "О пеших грузинах скажу позже, при случае; теперь упомяну только, что в полку их имелась также сотня одноплеменных с ними тушин, живущих на южном скате гор, у подошвы Барбало, высоко выдвинувшегося из ряда смежных вершин, в соседстве с лезгинами, их родовыми врагами. Не без повода считали тушин самым храбрым народом в Кавказских горах. В одежде они отличались от грузин только плоскою войлочною шапкой, которую они носили вместо персидской "папахи", и тем, что берегли винтовку в чехле из волчьей шкуры. Тушин, находившийся в беспрерывной войне с лезгинами, войне засад, грабежа и убийства, не любил драться издали и имел обыкновение после первого выстрела броситься на неприятеля с саблей или кинжалом в руке. Он имел привычку отрезать правую руку убитого противника и выставлять ее над воротами дома в знак победы и в угрозу своим живым врагам. В глазах европейца этот обычай может показаться несколько неделикатным, но на Кавказе, где нам не раз приходилось видеть не только руки, но и отрезанные головы, о нем судили менее взыскательно".
Н. Дубровин упоминает нападение более 3.000 лезгин и дидойцев на чаглинское общество тушин, которое смогло выставить только 60 бойцов. В сражении принимали участие даже мальчики пятнадцати лет. Нападавшие потерпели поражение, оставив в руках тушин около 100 тел, руки которых были принесены в селения тушин.
А. Зиссерман: "жители, особенно тушины, ближайшие к неприятельскому населению (лезгинам - ИО), были люди воинственные, хорошо вооруженные и нередко истребляли целые шайки, и сами хаживали на такой же промысел в отместку лезгинам" (Зиссерман А. Двадцать пять лет на Кавказе (1842 - 1867).
"Известно, что грузины славятся за Кавказом своей храбростью, но, не отнимая им принадлежащего, я считаю справедливым сказать, что здесь, в этом грузинском полку, находятся несколько тушин, а тушинам даже и грузины всегда уступают. Тушин я видел в бою еще в Грузии и никогда не мог надивиться отчаянной храбрости этих людей; географическое положение их земель делает каждого из них героем; стесненные неприязненными племенами, они ежедневно сражаются и, так сказать, привыкли к смерти; они с молоком матери всасывают храбрость. Сильные соседи их, лезгины боятся решимости тушин, и только превосходство в силах позволяет лезгинам бороться с ними."
Есть люди , которые считали их потомками европейских крестносцев
"Тушины — это воинственное, мужественное и неустрашимое племя, входящее в состав Грузии. Три племени, наименованные с давнего времени по местностям, где они поселены, именно — тушины, пшавы и хевсуры, составляют одну народность по обычаям, языку и православной вере. Народ замечателен по своей храбрости, отваге и заклятой вражде к соседям своим — лезгинам. Не особенно давно, многие из тушино-пшаво-хевсурцев были идолопоклонниками, что наглядно доказывается хорошо сохранившимися у них капищами. Надобно полагать, что племя это до идолопоклонства исповедывало христианскую веру, а затем, поселившись в горах и не имея общения с другими народами, утратило прежнюю веру и обратилось в идолопоклонников. На такую мысль невольно наталкиваешься потому, во-первых, что костюм тушин, украшенный обязательно матерчатыми, разбросанными по всему платью, включая туда и круглую войлочную шапку, крестами, напоминает крестоносцев, когда они, в религиозном фанатизме, выжигали и вырезали на теле даже кресты; во-вторых, у [801] тушин встречаются обычаи, отзывающиеся временами рыцарства, так, например: публичные, в роде турниров, поединки на саблях, оканчивающиеся нередко смертью, публичный суд, защита женщин, доходящая до рыцарства, за исключением случаев, когда тушины нападают на лезгинские аулы, клятвы на саблях никогда не нарушаемые, и наконец рыцарская честность. Если ко всему этому прибавить попадающиеся часто в домах тушин средневековые металлические сосуды, шашки с латинскими надписями на клинках, щиты, шлемы и кольчуги со всеми принадлежностями рыцарского костюма, то спрашивается: откуда зашли обычаи, сосуды, клинки и рыцарский костюм в горные трущобы, окруженные со всех сторон неприязненным магометанским племенем? Не составляют ли тушино-шпаво-хевсуры остаток полчищ-крестоносцев, поселившихся в кавказских горах на возвратном пути из Иерусалима?"
Омало
Территория Хевсурети вместе с соседней областью Пшави была известна средневековым писателям под общим названием Пхови. Тоесть раньше хевсуров вместе с пшавами называли пховцы. Вайнахи если не ошибаюсь до сих пор называют хевсуров "Пхиа".
Хевсуры отдельно впервые упоминаются в рукописях X века.
Стоит так же сказать , что Хевсурети – самая высокогорная и труднодоступная часть Грузии.
Хевсуретия делилась на три области.
Крепость Шатили. Она перекрывала дорогу из Чечни в Грузию. Северокавказцам так и ни разу не удалось её захватить у Хевсуров. Хевсуры отражали все набеги чеченцев , а иногда чеченцев и дагестанцев вместе , а потом часто сразу же наносили ответный удар в соседнюю Чечню.
В 1813 году , после долгой и тщательной подготовки , в ущелье вступила российская армия. После сражение у Гудо и второго сражения - уже у самого Шатиля из за преимущества в пушках и артиллерии, поселок был взят генералом Симановичем и сожжен вместе с еще несколькими деревнями. Но даже после этого Хевсуретия так окончательно не покорилась.
В 1843 году произошло самое известное сражение за Шатиль: чеченская армия Ахверды-Магома (военачальник имама Шамиля) напала на село, но потеряла и командира и еще 100 чеченцев. Хевсуры потеряли 2-х человек. Есть вот такая вот картинка про эти события.
Крепость Муцо. В своё время считалась неприступной. Но из за нахождения в высокогорном и суровом месте опустела.
Исторически грузинские общины горцев пользовались определенной степенью автономии. Хевсуры никогда не принимали местных владык; они избирали своих вождей или хевисбери ( старейшина) и подчинялись только монарху.
Они были исключительными воинами с традиционными грузинскими качествами мужества, открытости и честности, братства, независимости и любви к свободе , хевсуры часто были в качестве королевских телохранителей. Цари считали их надежными хранителями Кавказских гор и северная граница королевства.
Уже в XIX веке этнографы обратили внимание на этот народ, и пришли к выводу, что хевсуры долгое время становились чем-то вроде русских и украинских казаков.
Хевсурети была территорией почти постоянных боевых действий , там постоянно происходили стычки между чеченцами и хевсурами. Исторические времена Хевсуры и чеченцы враждовали, друг с другом , угоняли скот и похищали женщин.
Как не вспомнить слова , из произведения Важа Пшавела "Алуда Кетелаури" , где хевсуры говорили "С дедовских времён десницы рубим мы кистинам ". Кистинами называли вайнахов.
Надо объяснить , что у грузинских горцев Хевсуров и Тушин была традиция отрубать правую кисть врагу , а потом вывешивать её у себя во дворе. Это поднимало тебя в глазах других людей , девушки на тебя по другому смотрели, старики хвалили , в общем становился более рейтинговым. Мне рассказывали , что бы добыть больше десниц некоторые хевсуры просто так совершали набеги на чеченцев или дагестанцев , правда это или нет не знаю.
Так же хевсуры в отличии от других кавказцев никогда не носили Чоху(Черкеску) , а носили свою грузинскую национальную одежду Талавари. Хотя как я заметил , многим моим знакомым она не нравится. Так же в отличии от соседей они носили кольчуги. Хевсуры были вооружены интересными маленькими щитами.
Хевсуров с детства обучали владению оружием , специальным стилем фехтования , так же их обучали сражению одной рукой и даже сражению , когда связаны обе руки. Так же они учились как и многие другие грузины грузинской национальной борьбе Чидаоба.
Раньше хевсуров приписывали к крестоносцам. Точнее к их потомкам , оставшимся на Кавказе. Но эта теория утратила актуальности.
Сейчас некоторые чеченцы наглым образом пытаются их приписать к себе , типо хевсуры это якобы огрузиненые чеченцы , так как они воинственные , это по их логике. Хотя , я неплохо знаю историю Кавказа и понятия не имею с каких пор чеченцы считались самыми воинственными на Кавказе , что всех воинственных к себе приписывать ?
- У хевсуров нет ни одного предания , где бы они считали вайнахов себе родственниками.
- Те же дидойцы и цезы наших тушинов издревле называют мосох (то есть месхи грузинское племя), а хевсуры и тем более пшавы никогда не считали кистов(чеченцев и вообще нахов) себе роднёй, а вот мэлхинцев и майстинцев да(так как там значительная часть грузин). К тому же в грузинском языке хевсуров и пшавов не прослеживается значительного пласта нахских слов, могущих служить аргументом их постепенного перехода от одной идиомы (нахской) к другой (грузинской). Регион изолированный, позиции христианской церкви никогда не были сильны в Хевсуретии, никогда не было постоянных служителей церкви - поэтому нельзя говорить к примеру о роли церкви как инструмента усиления грузинского языка.
- У хевсуров языческие божества и вообще языческий пантеон не похож на нахский , а похож на грузинский из других регионов.
- Стиль вооружения хевсуров , стиль фехтования, стиль сражения с мечо и без оружия( чидаоба) совершенно не похожи на нахские , но один в один как у грузинов.
Эта теория , про якобы нахское происхождение хевсуров так же потерпела неудачу и ушла в утиль. Сейчас только чеченцы грезят о ней. Но пусть фантазируют.
Но факт остаётся фактом хевсуры никогда не были ни европейскими рыцарями крестоносцами , ни вайнахами , хевсуры всегда были Грузинами.
Антропологически хевсуры относятся к кавкасионскому типы. Так же по исследованиям Абдушелишвили хевсуры являются одной из самых депигментированных групп грузин и Кавказа. Например по тому же Абдушелишвили в светлости глаз из всех своих соседей Хевсуры уступают только Тушинам( пояснение не пришлым кистинцам или бацбийцам , которых сейчас называют ошибочно тушинами или Цова-Тушины , а речь про коренных грузин тушин , сейчас их называют Чага-Тушины).
Хевсуры
Отправлено спустя 5 минут 40 секунд:
Как видят Хевсуров их соседи
Отправлено спустя 23 минуты 36 секунд:
Туши́ны (груз. თუშები — [тушеби]) — этнографическая группа грузин. Живут в Ахметском районе, Грузии, г. Ахмета, в бассейне р. Тушетская Алазани.
Не путать с пришлыми кистами и бацбийцами , которых сегодня называют Цова-Тушины.
Сейчас речь о коренных и автохтонных в тушетии Грузинах Тушинах. Сейчас их называют Чагма-Тушины.
Тушинцы
Крепость Кесело в Тушетии. Построена в 1230-х гг., в период монгольского вторжения
Тушины соседствовали с родственными и братскими им хевсурами и пшавами. Впрочем, как это, возможно, ни странно будет звучать, но тушины были гораздо менее кровожадны ? дикими и агрессивными, чем, например, соседние хевсуры: кровную месть у них можно было заменить передачей 60 коров.
"Тушины — легендарное племя. Им неизвестен страх; наверно потому, что они защищали свою собственную Грузинскую землю; они испокон веков являются храбрецами. Они разумны, деловиты, бесстрашны и предупредительны", так писал А. Зиссерман в своих кавказских записках.
"Горцы редко хвалят и воспевают храбрость, считая ее делом вполне обыкновенным, но про тушин в центре самого Дагестана, в Аварии и в других местах сложены и поются песни" так писал об этой небольшой народности Н. Дубровин (Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе).
"Чрезвычайно суровые условия жизни и соседство с весьма агрессивными и более многочисленными лезгинами воспитало из них воинов, которые выделялись даже среди воинственных кавказцев. Следует, однако, отметить, что формально тушины платили ежегодную дань дагестанцам (600 овец) и грузинам (400 баранов и 20 барашков), впрочем, фактически жили вполне независимо. Те же дагестанцы платили им деньги за пользование пастбищами, а грузинский царь был весьма заинтересован в том, чтобы тушины становились в ряды его войска в случае войны, поскольку "тушины были редко побеждаемы и почти всегда нападавший на них неприятель претерпевал сильный урон. Народ этот издревле, и даже во время русского правления, составлял лучший оплот для Грузии от вторжения в ее пределы хищных горцев" (Н. Дубровин)
Ф. Торнау: "Не без повода считали тушин самым храбрым народом в Кавказских горах"
Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера : "О пеших грузинах скажу позже, при случае; теперь упомяну только, что в полку их имелась также сотня одноплеменных с ними тушин, живущих на южном скате гор, у подошвы Барбало, высоко выдвинувшегося из ряда смежных вершин, в соседстве с лезгинами, их родовыми врагами. Не без повода считали тушин самым храбрым народом в Кавказских горах. В одежде они отличались от грузин только плоскою войлочною шапкой, которую они носили вместо персидской "папахи", и тем, что берегли винтовку в чехле из волчьей шкуры. Тушин, находившийся в беспрерывной войне с лезгинами, войне засад, грабежа и убийства, не любил драться издали и имел обыкновение после первого выстрела броситься на неприятеля с саблей или кинжалом в руке. Он имел привычку отрезать правую руку убитого противника и выставлять ее над воротами дома в знак победы и в угрозу своим живым врагам. В глазах европейца этот обычай может показаться несколько неделикатным, но на Кавказе, где нам не раз приходилось видеть не только руки, но и отрезанные головы, о нем судили менее взыскательно".
Н. Дубровин упоминает нападение более 3.000 лезгин и дидойцев на чаглинское общество тушин, которое смогло выставить только 60 бойцов. В сражении принимали участие даже мальчики пятнадцати лет. Нападавшие потерпели поражение, оставив в руках тушин около 100 тел, руки которых были принесены в селения тушин.
А. Зиссерман: "жители, особенно тушины, ближайшие к неприятельскому населению (лезгинам - ИО), были люди воинственные, хорошо вооруженные и нередко истребляли целые шайки, и сами хаживали на такой же промысел в отместку лезгинам" (Зиссерман А. Двадцать пять лет на Кавказе (1842 - 1867).
"Известно, что грузины славятся за Кавказом своей храбростью, но, не отнимая им принадлежащего, я считаю справедливым сказать, что здесь, в этом грузинском полку, находятся несколько тушин, а тушинам даже и грузины всегда уступают. Тушин я видел в бою еще в Грузии и никогда не мог надивиться отчаянной храбрости этих людей; географическое положение их земель делает каждого из них героем; стесненные неприязненными племенами, они ежедневно сражаются и, так сказать, привыкли к смерти; они с молоком матери всасывают храбрость. Сильные соседи их, лезгины боятся решимости тушин, и только превосходство в силах позволяет лезгинам бороться с ними."
Есть люди , которые считали их потомками европейских крестносцев
"Тушины — это воинственное, мужественное и неустрашимое племя, входящее в состав Грузии. Три племени, наименованные с давнего времени по местностям, где они поселены, именно — тушины, пшавы и хевсуры, составляют одну народность по обычаям, языку и православной вере. Народ замечателен по своей храбрости, отваге и заклятой вражде к соседям своим — лезгинам. Не особенно давно, многие из тушино-пшаво-хевсурцев были идолопоклонниками, что наглядно доказывается хорошо сохранившимися у них капищами. Надобно полагать, что племя это до идолопоклонства исповедывало христианскую веру, а затем, поселившись в горах и не имея общения с другими народами, утратило прежнюю веру и обратилось в идолопоклонников. На такую мысль невольно наталкиваешься потому, во-первых, что костюм тушин, украшенный обязательно матерчатыми, разбросанными по всему платью, включая туда и круглую войлочную шапку, крестами, напоминает крестоносцев, когда они, в религиозном фанатизме, выжигали и вырезали на теле даже кресты; во-вторых, у [801] тушин встречаются обычаи, отзывающиеся временами рыцарства, так, например: публичные, в роде турниров, поединки на саблях, оканчивающиеся нередко смертью, публичный суд, защита женщин, доходящая до рыцарства, за исключением случаев, когда тушины нападают на лезгинские аулы, клятвы на саблях никогда не нарушаемые, и наконец рыцарская честность. Если ко всему этому прибавить попадающиеся часто в домах тушин средневековые металлические сосуды, шашки с латинскими надписями на клинках, щиты, шлемы и кольчуги со всеми принадлежностями рыцарского костюма, то спрашивается: откуда зашли обычаи, сосуды, клинки и рыцарский костюм в горные трущобы, окруженные со всех сторон неприязненным магометанским племенем? Не составляют ли тушино-шпаво-хевсуры остаток полчищ-крестоносцев, поселившихся в кавказских горах на возвратном пути из Иерусалима?"
Омало